Vectrex — это домашняя игровая видеоконсоль с векторным дисплеем, единственная в своем роде, когда-либо разработанная и выпущенная для домашнего рынка. Она была сделана компанией Smith Engineering, а производилась и продавалась General Consumer Electronics. Впервые она появилась на североамериканском рынке в октябре 1982 года, а затем в Европе и Японии в 1983 году. Позже лицензия на производство консоли была передана Milton Bradley после приобретения ими компании General Consumer Electronics. Bandai выпустила систему в Японии под названием 光速船 (Ко:сокусэн), что означает «Световой корабль» или «Скорость света».

Основная информация

КонсольVectrex
Разработчик:Smith Engineering
Производитель:General Consumer Electronics (1982–83)
Milton Bradley Company (1983–84)
Тип: Домашняя игровая видеоконсоль
Поколение:Второе поколение
Дата выхода:Северная Америка: Октябрь 1982
Европа: 1983
Япония: 1983
Стартовая цена: $199 долларов США
Снята с производства: Февраль 1984
Носитель: Картридж ПЗУ (ROM cartridge)
Дисплей: 9-дюймовая электронно-лучевая трубка (ЭЛТ)
Графика:Векторная
Порты контроллеров:2
Вес:6,8 кг (15 фунтов)

Описание

Vectrex, в отличие от других игровых систем того времени, не требовала подключения к телевизору; у нее был встроенный (вертикально ориентированный) монохромный ЭЛТ-монитор. Отсоединяемый проводной контроллер мог складываться в нижнее основание консоли. Игры поставлялись с полупрозрачными цветными накладками (оверлеями), которые размещались поверх экрана. Дополнительные периферийные устройства включали пару 3D-очков, известных как «3D Imager», и световое перо для рисования прямо на экране. Игра Mine Storm, вдохновленная Asteroids, была встроена в систему.

Реклам Vectrex
Реклама Vectrex

Консоль была задумана Джоном Россом из Smith Engineering в конце 1980 года как портативное устройство под названием «Mini Arcade». По мере развития она трансформировалась в настольную систему, за производство которой взялась General Consumer Electronics. Высокие первоначальные продажи привели к тому, что General Consumer Electronics была приобретена Milton Bradley. Однако вскоре продажи Vectrex застопорились на фоне краха видеоигровой индустрии 1983 года, и система была снята с производства уже в начале 1984 года.

Несмотря на коммерческую неудачу, Vectrex хвалили за ее библиотеку программного обеспечения, уникальные графические возможности и встроенный монитор. Некоторые издания превозносили ее как одну из лучших консолей, доступных в то время. Vectrex стала первой консолью, имевшей периферийное устройство на основе 3D. Цветная портативная версия Vectrex была задумана в конце 1980-х годов, но отложена из-за стоимости производства и успеха Nintendo Game Boy.

История

Vectrex была задумана Джоном Россом из Smith Engineering. Он, Майк Пёрвис, Том Слопер и Стив Маркинг отправились в Electro-Mavin, склад излишков в Лос-Анджелесе. Они нашли дюймовую электронно-лучевую трубку (ЭЛТ) и задумались, нельзя ли сделать из нее небольшую электронную игру. Демонстрация дисплея на ЭЛТ с векторным рисованием была создана путем подключения отклоняющей системы стандартного телевизора к каналам стереоусилителя, на который подавался музыкальный программный материал. Вспомогательная отклоняющая система использовалась для поддержания работы высоковольтной системы строчной развертки растрового телевизора. Эта демонстрация привела к созданию системы, изначально задуманной как портативное устройство под названием Mini Arcade, но по мере того, как Smith Engineering предлагала идею разработчикам, она превратилась в настольную систему с девятидюймовым экраном.

Система была лицензирована General Consumer Electronics в 1981 году. После короткого периода разработки аппаратного и программного обеспечения Vectrex была представлена 7 июня 1982 года на летней выставке Consumer Electronics Show в Чикаго. Она была выпущена для публики на семи избранных стартовых рынках в октябре по розничной цене 199 долларов США, прежде чем распространяться по всей стране в первом квартале 1983 года. Стартовые продажи были настолько сильными, что Milton Bradley выкупила General Consumer Electronics в начале 1983 года.

«Нужны значительные ресурсы, чтобы серьезно конкурировать на рынке видеоигр, и с Milton Bradley у нас будет это сочетание». — Эдвард Кракауэр, бывший председатель GCE, цитата из Boston Globe, 15 июля 1982 г.

Большие ресурсы Milton Bradley позволили выпустить Vectrex в некоторых частях Европы к середине 1983 года, а также в Японии благодаря соглашению о кобрендинге с Bandai. Однако крах видеоигровой индустрии 1983 года превратил поддержку Vectrex со стороны Milton Bradley в дорогостоящую ошибку, даже несмотря на снижение цены на 25%, а затем еще на 50% в отчаянной попытке распродать устройства. В феврале 1984 года, потеряв 31,6 миллиона долларов на Vectrex, Milton Bradley объявила о прекращении выпуска консоли и отменила разработку новых игр. Все запасы консолей и аксессуаров компании были распроданы дисконтным магазинам массового рынка, где они разошлись за долю от первоначальной цены консоли. К маю 1984 года Milton Bradley объединилась с Hasbro, и послепродажная поддержка прекратилась.

До прекращения выпуска Vectrex планировалась консоль-преемник с цветным экраном. После того как права вернулись к Smith Engineering, компания планировала возродить Vectrex как портативное устройство, но скорое появление Nintendo Game Boy положило конец этим планам. В середине 1990-х Джей Смит, тогдашний глава Smith Engineering, разрешил разработку нового оборудования и программного обеспечения без лицензионных отчислений и гонораров. Смит также разрешил копирование оригинального программного обеспечения Vectrex на некоммерческой основе, чтобы владельцы Vectrex могли получать оригинальные игры по низкой цене или бесплатно.

Цитата: «Мы сильно пострадали от Vectrex». — Джордж Р. Дитомасси, исполнительный вице-президент Milton Bradley, цитата из Boston Globe, 22 октября 1983 г.

Европейский релиз Vectrex с игрой Star Ship и оверлеем
Европейский релиз Vectrex с игрой Star Ship и оверлеем

Дизайн и технические характеристики

см. статью про технические характеристики Vectrex

Периферийные устройства

см. статью про периферийные устройства Vectrex

Программное обеспечение

см. основную статья про список игр для Vectrex

Часть библиотеки Vectrex состояла из портов аркадных хитов, большинство из которых были перенесены на консоль по лицензионному соглашению с Cinematronics.

Ликероводочная компания Old Mr. Boston выпустила ограниченное количество кастомизированных картриджей Clean Sweep с наклейкой Mr. Boston на коробке. Оверлей был обычным оверлеем Clean Sweep, но с названием, логотипом и информацией об авторских правах Mr. Boston по обеим сторонам. Сама игра имела измененный текст, и игрок управлял цилиндром, а не пылесосом. Clean Sweep была написана Ричардом Мошковски.

Прием

Журнал Byte в 1982 году назвал Vectrex «одной из величайших игровых машин, которые мы видели в этом году… [Vectrex] — хороший кандидат на большой успех у потребителей». Журнал похвалил экран, заявив, что «это почти нужно увидеть, чтобы поверить; представьте себе игры дома (или в офисе) с использованием векторной графики с трехмерным вращением и масштабированием», и отметил, что «Необычно и отрадно видеть появление на рынке продукта с готовым к запуску программным обеспечением». Дэвид Х. Ал в журнале Creative Computing Video & Arcade Games в 1983 году заявил, что «Векторная графика действительно имеет значение, и сильная линейка игр очень помогает»

Наследие

Вокруг Vectrex существует сообщество энтузиастов, которые до сих пор пишут игры для Vectrex. Эмуляция векторной консоли является частью эмулятора MESS (включенного в MAME, а значит, и в RetroArch через libretro). Также имеются и другие эмуляторы: DVE, lr-vex и Vecx (с версией для Wii под названием VectrexWii). Доступны схемы для «мультикартриджа Vectrex», позволяющего записывать несколько игр на один картридж. Также есть несколько человек, производящих и продающих новые игры, некоторые в виде готовых картриджей с упаковкой и оверлеями в стиле оригинальных коммерчески выпущенных игр, другие с разной степенью упаковки. В последние годы для Vectrex также было разработано новое оборудование, включая световое перо, которое устраняло ограничение оригинальной версии за счет включения кнопок, заменяющих второй контроллер, необходимый в оригинальной версии, и дочернюю плату, которая решает проблему известного жужжания в аудиосистеме (обходя исходную аудиосхему на плате питания в пользу модуля, установленного в другом месте корпуса).

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *